23.05.2015 27.05.2015 Участие в научно-практической конференции «Проблемы реформирования специального образования: история и современность».
Научно-практическая конференция «Проблемы реформирования специального образования: история и современность» в ВлГУ 27 мая 2015г.
27 мая 2015 года во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых прошла научно-практическая конференция с международным участием по теме «Проблемы реформирования специального образования: история и современность».
На пленарном заседании конференции были заслушаны доклады доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии личности и специальной педагогики ВлГУ Александра Елисеевича Пальтова (тема: «Сближение позиций общего и специального образования на пути создания инклюзивной образовательной среды»); кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии личности и специальной педагогики ВлГУ Светланы Михайловны Малининой (тема: «Проблемы и перспективы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»); кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии личности и специальной педагогики ВлГУ Ирины Петровны Черкасовой (тема: «Профессиональная ориентация подростков с заболеваниями органов зрения»).
От ВООО АРДИ «Свет» выступали председатель организации Любовь Ивановна Кац на тему «Реализация прав детей-инвалидов, инвалидов с рождения в течение жизни. Опыт и предложения ВООО АРДИ «Свет». Профессиональное обучение, трудовая занятость и трудоустройство молодых людей с инвалидностью, не имеющих общего образования, недееспособных»; воспитатель, учитель-логопед, педагог ВООО АРДИ «Свет» Мария Сергеевна Беспалова на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития»; педагог дополнительного образования ВООО АРДИ «Свет» Римма Сергеевна Гришакова - «Формирование у молодых людей с ОВЗ взаимопонимания и взаимной поддержки в условиях обучения на квартирах самостоятельного (сопровождаемого) проживания».
После пленарного заседания в программе был круглый стол с обсуждением проблем реформирования специального образования в России в настоящее время и принятием резолюции конференции. АРДИ «Свет» внесла свои предложения, в числе которых были такие:
Органам власти и управления: Администрации Владимирской области, Законодательному Собранию Владимирской области, Администрациям муниципальных образований Владимирской области:
- предусмотреть создание в каждом районном городе центров ранней комплексной помощи семье и ребенку–инвалиду с самого рождения ребенка;
- обеспечить право ребенка с ОВЗ на обучение в массовой школе, путем обеспечения беспрепятственного доступа в здания и помещений школ, обеспечения квалифицированной педагогической, коррекционной и реабилитационной помощи в стенах школы, подготовку педагогов с работой с детьми с ОВЗ;
- вести мониторинг обеспечения детей-инвалидов образовательными услугами, с целью выявления детей с инвалидностью, не обучающихся (по каким причинам, с какими заболеваниями, где проживающих) и решения проблемы.
- предусмотреть финансовую помощь общественным организациям, бюджетным учреждениям, работодателям на организацию поддерживаемых мастерских для людей с тяжелой формой инвалидности;
- поддерживать создание и функционирование общественных организаций, занимающихся образованием и реабилитацией детей и подростков с ОВЗ: предоставление грантов, помещений в безвозмездное пользование, гос. Заказов на образование и реабилитацию детей и подростков;
Коллективам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, организаций
- осуществить подготовку к внедрению Федеральной государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
- осуществить подготовку как минимум двух вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в том числе для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС предъявляемых к образовательной программе обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
- создавать «учебные квартиры» для лиц с глубоким нарушением интеллекта в целях обучения их навыкам самостоятельного проживания (на основании ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- информировать каждого родителя, чей ребенок заканчивает коррекционное учреждение VIII вида, о возможности обучения и получения им профессии (на основании Постановления Правительства РФ N 521 от 14 июля 2008 г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования», в котором записано, что все лица, не имеющие образования, могут обучаться по соответствующей профессии, не требующей основного общего образования);
- Обеспечивать в образовательном учреждении удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в том числе с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается, а именно:
существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
созданием оптимальных путей развития;
использованием специфических методов и средств обучения;
дифференцированным, "пошаговым" обучением;
обязательной индивидуализацией обучения;
формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).
Коллективам общеобразовательных школ
- создавать инклюзивную школу, обеспечивающую каждому учащемуся интеллектуальное, социальное, духовное и физическое развитие;
- повышать профессиональную компетентность педагогического персонала в организации инклюзивной образовательной среды;
- проводить «Уроки Доброты» о детях и людях с инвалидностью.
Учреждениям высшего профессионального педагогического образования
- предусмотреть обучение педагогов инновационным технологиям. Во всех педагогических Вузах предусмотреть курс обучения студентов «инклюзивному образованию».
Учреждениям повышения квалификации работников образования
- для уже работающих специалистов проводить повышение их квалификации «инклюзивному образованию» .
По итогам работы конференции издан сборник материалов, в котором были объединены статьи по проблемам специальной педагогики ведущих специалистов г. Владимира и ближнего зарубежья.
Было выдвинуто предложение в последующие годы проведения ставшей уже традиционной конференции ВлГУ по специальной педагогике приглашать к участию представителей органов самоуправления, чиновников, директоров образовательных учреждений, департаментов управления образования и социальной защиты населения для обсуждения ключевых вопросов и проблем современной специальной педагогики, обмена мнениями и выработки общей стратегии развития специального образования в г. Владимире и улучшения помощи детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья.
Мария Сергеевна Беспалова,
воспитатель, учитель-логопед группы развития для детей
с тяжелыми множественными нарушениями развития,
педагог ВООО АРДИ «Свет»;
Любовь Ивановна Кац. председатель совета ВООО АРДИ «Свет».