29.04.2019 Открытое занятие «Обучение социально-бытовым навыкам молодых людей с инвалидностью, в том числе недееспособных. Подготовка их к самостоятельной сопровождаемой жизни».
29 апреля 2019г. состоялось открытое занятие по теме: «Обучение социально-бытовым навыкам молодых людей с инвалидностью, в том числе недееспособных. Подготовка их к самостоятельной сопровождаемой жизни».
Цель занятия:
- закрепление уже сформированных социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью;
- обучение правильно ориентироваться в текущих социальных ситуациях;
- обучение контролировать свое поведение в зависимости от поставленных задач,
- создание условий для формирования начальных знаний и умений, связанных с деньгами и их тратами.
Поставленной цели урока добивались решением следующих задач:
- использование знаний и навыков поведения в общественных местах;
- развитие навыков принятия решений, воспитание ответственности за их последствия;
- формирование навыков коллективных действий и взаимопомощи;
- умение пользоваться калькулятором для выполнения расчетов.
Участники:
Шесть молодых людей с инвалидностью, в том числе недееспособные, которые занимаются по программе «Обучение социально-бытовым навыкам»: Сергей Б., Катя К., Алексей К., Инна М., Соня П., Аня Ч.
Занятие было разделено на два направления.
Первое:
– умение ребят самостоятельно (с сопровождением) выполнять операции, связанные с оплатой платежей за коммунальные услуги и др.
- умение из денег в кошельке (300руб.) отсчитать необходимую сумму денег (например, 200 руб.)
- оплатить квитанцию в расчетном центре самостоятельно (с сопровождением).
В ходе первой части занятия две девушки, Соня П. и Катя К. показали собравшимся педагогам алгоритм своих действий при оплате квитанций за социальное обслуживание.
В силу того, что пока не все ребята могут грамотно самостоятельно заполнить платежный документ, квитанции были оформлены заранее. На уроке ребятами было продемонстрировано умение подсчитать расход и сумму сдачи, получаемой от операциониста банка после совершения платежной операции. Также, они очень грамотно и четко отметили свои действия для получения электронного билета банка, используя пошаговую инструкцию. После проведения инструктажа девушки самостоятельно ушли в МИнБ для выполнения задания. Сопровождала ребят и контролировала их действия педагог дополнительного образования Николина Л.Н.
Второе – выполнение расчета необходимых затрат на приобретение продуктов по списку.
Оставшиеся в классе ребята получили другое задание. Перед ними были поставлены наборы продуктов, необходимых для выпечки пасхального кулича. Всем ребятам было дано задание:
- подсчитать стоимость продуктов, указанных в списке,
- отсчитать необходимую сумму для покупки,
- определить оставшуюся денежную сумму (а при необходимости, сумму сдачи.)
Некоторые ребята самостоятельно справились с заданием. Другие - с помощью педагога.
А к концу занятия вернулись из банка Соня и Катя. Они продемонстрировали гостям «корешки» квитанций с отметкой банка об уплате, подробно рассказали о своих действиях.
Николина Л.Н. отметила, что они тоже выполнили задание, выделив отдельно их способность к коллективному действию, взаимопомощи и достаточное умение ориентироваться в конкретных ситуациях.
По результатам занятия еще больше закрепилось понимание того, что для самостоятельной (сопровождаемой) жизни в обществе ребятам с инвалидностью необходимы навыки, связанные с расходованием денежных средств: оплата проезда в транспорте, покупки в магазине, аптеке и др. Обучение социально-бытовым навыкам молодых людей с инвалидностью, в том числе недееспособных, создают условия для их развития и усиливается их познавательная активность.
Сережкина Наталья Александровна.